Сегодня чип-тюнинг в России стал даже популярнее, чем на Западе, где он изначально появился. Каждый день открываются новые тюнинг-ателье, появляются все больше специалистов-частников. Чтобы помочь коллегам в работе, мы подготовили детальный обзор одной из самых крупных баз прошивок в рунете — магазина компании АДАКТ.
Прежде чем перейти непосредственно к магазину, пару слов о калибровщиках прошивок. С даты основания компании в ней два ведущих автора: Александр Бразговский, отвечающий за прошивки для бензиновых моторов (его личный магазин бензиновых прошивок — https://ecudata.ru/) и Алексей Соколов aka kstovchanin, который специализируется на дизелях. Какое-то время с АДАКТ также работали сторонние авторы. Например, Василий Армеев, который со временем ушел на вольные хлеба.

Сейчас штат компании вырос до 12 калибровщиков. Новые люди по большей части отвечают за техподдержку и доработку готовых решений под частные запросы клиентов, а основная работа всё так же на Алексее и Александре.
Как начать работать с магазином АДАКТ
Первый шаг — регистрация на сайте adact2.ru. Зарегистрировавшись, необходимо в личном кабинете заказать электронный ключ senselock. Он нужен, чтобы убрать ограничение на покупку прошивок, которым компания защищается от пиратов.
Ключ выглядит как обычная флэшка, его нужно вставить в usb-разъем на время работы с сайтом или программами (о них ниже).

Собственно, ключ нужен только тем, кто собирается заниматься чип-тюнингом профессионально, с целью заработка. Если вы хотите купить прошивку, чтобы чипануть собственный авто, ключ заказывать не имеет смысла.
Идем дальше. Итак, у вас появился ключ и полноценный доступ к покупке в базе АДАКТ. Теперь вы можете пользоваться специальными программами, которые компания сделала для удобства работы — APC Client и ChipTools.
APC Client — это такая настольная версия каталога прошивок, который размещен на сайте. В ней гораздо удобней искать нужную прошивку + программа работает быстрее сайта. Однако, чтобы купить прошивку все равно придется идти в магазин на сайте.

ChipTools — программа для работы с утилитами идентификации дампа, переноса областей калибровок и виртуального EEPROM стока в мод-прошивку. Утилиты также создаются калибровщиками АДАКТ, они продаются в магазине по 500 рублей в среднем.

Для использования программ обязательно нужен ключ senselock, windows 7 или 10 и стабильный интернет. Программы использовать не обязательно — они облегчают работу чип-тюнера только и всего.
Какие прошивки есть в базе
- на отечественные авто и марки стран СНГ (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ЗАЗ, ТагАЗ, Ravon),
- для европейцев (VW, Audi, Skoda, Opel, Mercedes, BMW, Porsche, Volvo, Citroen, Peugeot, Renault, Dacia, Fiat, Seat, Saab, Alfa Romeo, Lancia, Rover, Bentley, Jaguar, Land Rover, MINI),
- для американцев (Ford, Chevrolet, Jeep, Cadillac, Chrysler, Dodge, Hummer),
- для японцев (Toyota, Nissan, Mitsubishi, Honda, Acura, Mazda, Subaru, Suzuki, Lexus, Infiniti, Datsun),
- на корейские авто (Kia, Hyundai, Genesis, SsangYong, Daewoo),
- на всевозможные китайские марки (Haval, Great Wall, Geely, Lifan, Zotye, FAW, Brilliance, BYD, Derways, Vortex, Chery, Dongfeng и другие),
- для редких марок, вроде Renault Samsung и Iran Khodro,
- для коммерческой и грузовой техники (Урал Некст, Камаз, ПАЗ, МАЗ, Isuzu, Hino Iveco),
- для мотоциклов (Suzuki, Ducati, Aprilia)
- для лодочных моторов,
- для квадроциклов (CFMOTO, Stels, BRP, Polaris, Access, Baltmotors), вездеходов Tinger и гидроциклов (BRP Sea-Doo, Kawasaki, Yamaha).
Сравнивая с другими официальными магазинами (https://ecudata.ru/, https://r-tun.com/), у АДАКТ самая большая база — более 35 000 тюнинг-файлов. Если порыться в их каталоге, можно найти прошивки для совсем экзотической техники, типа тракторов и комбайнов.
Как найти и купить прошивку
Перед поиском прошивки в базе необходимо установить номер Hardware (аппаратная часть или «железо») и Software (программная обеспечение или софт) ЭБУ двигателя на автомобиле, который собираемся чиповать. Найти эту информацию можно на наклейке самого блока, который находиться либо в моторном отсеке, либо в салоне, или, считав стоковую прошивку, в редакторе найти идентификаторы.
- Чтобы найти нужную прошивку в каталоге магазина, проще сразу воспользоваться поиском по номеру железа-софта ЭБУ:

- Открыв страницу прошивки, знакомимся с описанием и особенностями репрога (например, с каких разъемов необходимо снять фишки):

- Дальше нажав «Купить», попадаем на страницу оплаты:

- Выбираем один из способов, нажимаем «Оплатить», вводим реквизиты карты или интернет-кошелька, оплачиваем и всё — прошивка куплена.
- Теперь переходим в раздел «Мои покупки» в личном кабинете, там можно скачать прошивку и сразу сделать на нее сертификат для клиента:

Что указано в названии прошивок АДАКТ
Разберем на примере прошивки для Туарега HF 3.0 TDI: 1037526384_7P0907401C_0009_stage1_egr&flap_off.bin (страница в магазине — https://adact2.ru/shop/firmware/32288)
- 1037526384 — software number, в котором нас интересуют последние 6 цифр — 526384. Иногда в названии перед всем числом может быть буквенное обозначение «SW».
- 7P0907401C — hardware number. Как и с номером софта, в названии может встречаться уточнение «HW».
- 0009 — версия штатной прошивки.
- stage1 — степень изменений калибровок в тюнинговой прошивке. Stage — обозначает тюнинг в целом, а цифры 1, 2 или 3 — «характер» прошивки.
Stage 1 — умеренный, спокойный тюнинг, stage 2 — версия с более существенным улучшением динамики, stage 3 — спортивный тюнинг, который обычно требует доработок по части железа ДВС и систем впуска-выпуска. Кстати, тюнинг stage3 в магазине ADACT делают только под заказ. - egr&flap_off — указание, какие системы отключены, в данной прошивке это ЕГР и вихревые заслонки.
- .bin — расширение прошивки.
Штатные (стоковые) прошивки в базе АДАКТ имеют в названии одно из следующих обозначений — std, stok или s. Например, прошивка «…std_egr_off.bin» — это стоковая версия, но с отключенной системой ЕГР.
Тюнинг-версии прошивок в названии содержат приписку stage, mod или M. Например, популярный адактовский mod100500 для Паджеро, L200 и некоторых других моделей — это ультрадинамичная версия. Экономичные версии прошивок обычно содержат в названии LowPower или об этом указано в описании.
По отключенным системам. Соколов в своих прошивках прямо в названии перечисляет, что отключено:
- egr — ЕГР,
- dpf — сажевый фильтр,
- flaps, flap — вихревые заслонки,
- tva — дроссельная заслонка,
- adblue, eolys — система подачи присадки,
- maf — датчик расхода воздуха,
- immo — иммобилайзер.
Бразговский обычно в название добавляет нормы Евро, а отключенные системы указывает в описании к прошивке. Например, прошивка «…ME2Hi3.bin» — это мод-версия под нормы Евро-2 (отключен контроль катализатора по ДК2), «…ME6Hi3.bin» — модифицированная прошивка с сохранением штатных норм Евро-6.
Читать описания к прошивкам нужно обязательно! Там указывается важная информация: пересчитана или нет контрольная сумма, какие разъемы нужно снять, какие утилиты использовать, основные изменения, данные по приросту и т. п.
Как заказать индивидуальную прошивку
Помимо покупки готовых программ, адактовские калибровщики могут сделать прошивку по заказу или внести доработки в текущую версию. Например, приезжает клиент, говорит: «Хочу только отшить катализатор, а больше ничего не трогайте» или «Сделайте мне дефорсированную прошивку, хочу экономить на топливе». Если в магазине нет такой версии, идем в заказ прошивок.
Дальше все просто — заполняем поля по авто, электронике, прикрепляем серийную версию и пишем в техзадании, что нужно сделать.

Дальше ребята из АДАКТ берут заявку в работу — у нее сменится статус на «В процессе». Легкие задачи, вроде отключения датчиков, выполняют в течении часа-двух, более серьезные за день или больше. С калибровщиком, который ведет заявку, можно переписываться прямо на сайте: отвечать на уточняющие вопросы, что-нибудь дополнять к ТЗ. Например, на новые прошивки они всегда требуют скинуть коды ошибок и их расшифровку.
Цены на доработку зависят от сложности задачи, но обычно не выходят дороже 3000 рублей. Если прошивки не было в магазине (т. е. это разработка полностью с нуля), стоимость привязывается к классу авто и сложности ТЗ — тут можно ориентироваться по ценам каталога.
Когда мод-прошивка будет готова, калибровщик скинет реквизиты для оплаты и после получения прикрепит файл. Если потребуются последующие доработки мода, то их уже делают бесплатно.
Заканчивая обзор магазина и сайта, хочется сказать пару слов про форум АДАКТ и его обитателей. По сути это еще одна гигантская база полезных материалов, особенно для тех, кто только начинает погружаться в тему репрога и диагностики. Форум живой, если нужно быстро проконсультироваться по любому вопросу — вэлком.
Консультации и запись на чип-тюнинг в Нижнем Новгороде
+7 920 017-34-94 (Михаил)